Исключительное право на товарный знак: что нужно знать потребителю и продавцу
Гражданское законодательство Российской Федерации устанавливает правовой механизм защиты результатов интеллектуальной деятельности. К таким результатам относятся товарные знаки и знаки обслуживания.
У создателя любого результата интеллектуальной деятельности возникает интеллектуальное право, включающее две составляющие такого права. Первое – это исключительное право (или имущественное право на результат подобной деятельности). Второе – личные неимущественные права и иные права (например, право следования, право доступа и другие).
К примеру, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Так, правообладатель товарного знака может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам его использование, при этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).Другие лица не могут использовать товарный знак без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В целях защиты исключительных прав правообладателя товарного знака установлен запрет на использование без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В тех случаях, когда на этикетках, упаковках товаров размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение при отсутствии разрешения правообладателя, выраженное в письменной форме (это может быть договор на использование товарного знака и или иной договор), такие товары являются контрафактными. Для лиц, которые изготовили такой знак, а также совершили любые действия по вводу в гражданский оборот товаров с таким знаком (осуществили их ввоз, хранили, предложили к продаже либо продали его), предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, индивидуальный предприниматель, незаконно использовавший чужой товарный знак либо сходные до степени смешения обозначения, будет подвергнут административной ответственности по ч. 1 ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа от 10 до 50 тыс. рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, а также материалов и оборудования, используемых для их производства. Для юридических лиц подобные действия грозят штрафом от 50 до 200 тыс. рублей, также с конфискацией.
В случае, если хозяйствующий субъект произвел в целях сбыта либо реализовал контрафактные товары, то административный штраф исчисляется для индивидуальных предпринимателей в размере трехкратной, а для юридических лиц — пятикратной стоимости такого товара, но менее 50 и 100 тысяч рублей соответственно, а сам товар подлежит конфискации.
Если же незаконное использование чужого товарного знака или сходных с ним обозначений совершено неоднократно (два и более раза) или причинило крупный ущерб (более 250 тысяч рублей), то лицо подлежит уголовной ответственности по ст. 180 Уголовного кодекса РФ.
Наиболее часто нарушениях исключительных прав допускаются при использовании таких товарных знаковкак «ADIDAS», «NIKE», «TOMMY HILFIGER», «REEBOK», «CalvinKlein», «FIFA WORLD CUP» и др. (на товарах текстильной промышленности), «Shell», «Total» и «Elf» и др. (в отношении моторных масел), «YvesSaintLaurentParfums», «CalvinKlein» и др. (парфюмерная продукция), «LOLSurprise», «Poopsieslimesurprise», «FIFAWORLDCUP», «Сказочный патруль» и др. (детские игры и игрушки).
При этом потребителям, желающим приобрести товары, работы, услуги, следует помнить, что в силу положений ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей», они имеет право потребовать от продавца предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах (работах, услугах).
Источники нормативного регулирования: Гражданский кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»